avangard-pressa.ru

Память, ее виды и особенности - Искусство

Под ^памятью понимается свойство нашей психики, выражающееся >в запоминании, со­хранении и 'в ос п р о из гае д ен'и и "прошлого опыта. Все что мы ощущаем, чувствуем, все наши переживания и мысли, наши движения, действия — все это не исчезает бесслед­но, а сохраняется нашей памятью. Благодаря этому свойству наш повседневный опыт не пропадает, а все время обогащает психику. Накопленные благодаря нашей памяти представления, чувства, мысли позволяют нам правильнее поступать, вернее решать задачи сегодняшнего дня. Мы всегда ценим опытного человека благодаря тому, что он имеет в памяти огромное количество материала по данному виду деятельности .и этот материал позволяет ему действовать безошибочно и точно. Опытный врач, опытный педагог, опытный артист — это люди, хранящие в своей памяти все знания, умения, чувства, нужные для успешного «выполнения этих >видов деятельности.

Память — необходимое для жизни свойство нашей психики. Хорошей считается такая память, когда человек быстро запо­минает материал (сознательно или бессознательно), надолго удерживает его в памяти и воспроизводит его точно.

Мы помним, что всякое воздействие на нервную систему оставляет в ней след. Эти воздействия могут быть производимы как непосредственными раздражениями —звуком, зрительными впечатлениями, так и словом, т. е. путем словесных объяснений, рассказов, напоминаний, приказаний и т. п. Следы от раздра­жений, имеющие характер временных нервных связей или ас­социаций, составляют физиологическую основу памяти.

Для певца, как и для других музыкантов-исполнителей, необходима отличная музыкальная и двигательная память. Музыкантам-исполнителям приходится запоминать и воспроиз­водить поистине огромный музыкальный материал. Каждый исполнитель хранит в памяти весь свой репертуар, воспроизве­дение которого занимает многие и многие часы. Какое же ко­лоссальное количество звуковых и двигательных связей должна хранить память исполнителя! Каждый обучающийся пению

300 :

должен знать\как общие свойства памяти, так и особенности своей собственной. Он должен развивать свою память.

Как известно, память отличается большими индивидуаль­ными особенностями как по своему типу, так и по способ­ности к быстроте запоминания, прочности удержания и точности воспроизведения.М.Н.Ермолова запоминала наизусть роль пос­ле одного ее прочтения. С. В. Рахманинов запоминал произведе­ние и мог его воспроизвести после одного прослушивания. Одна­ко большинство людей не обладают такой феноменальной па­мятью. Многие ученики-певцы обладают просто плохой памятью, не фиксируют точно ритм или высоту, а некоторые отличаются удивительным свойством всегда путать слова и вступления. По­этому педагог и ученик должны выполнять основные правила, которые способствуют выработке профессиональной памяти.

Запоминание материала может быть непреднаме­ренным и может совершаться с намерением запомнить то или иное явление. Но даже непроизвольное запоминание бывает различно в отношении разных явлений. Ведь все, что действует на человека в течение каждого дня, как-то откладывается в памяти, но одни явления и факты запоминаются лучше, чем другие. Как показывает практика, лучше запоминается то, что связано с непосредственными задачами человека, с его внутрен­ними устремлениями, с основными линиями его жизни. Певец, даже не задумываясь об этом, точно и прочно запоминает все, что связано с певческим голосом, хорошо помнит содержание программ того или иного артиста, особенность звучания его го­лоса, запоминает манеру голосообразования, особенности испол­нения, манеру держаться на сцене и т. п. Художник невольно запоминает форму, краски и легко по памяти воспроизводит их. Музыкант невольно легко запомнит музыкальную ткань и т. п. Мать невольно запоминает все сказанное о ее ребенке, а также все поведение ребенка. Все, что является предметом на­шего интереса, будь то наша интимная 'жизнь или же наша профессия, — все это непроизвольно хорошо запоминается. Следовательно память избирательна.

Это качество памяти легко понять, так как основой запоми­нания служат следы-ассоциации — условные связи, а последние тем легче, быстрее возникают и прочнее удерживаются, чем более силен возбудительный процесс. К тому, что рам интерес­но, мы внимательны, и поэтому возбудительный процесс силен, а вместе с этим силен и след |в нервной системе, который он оставляет, т. е. прочна возникающая ассоциация или связь.