avangard-pressa.ru

Память 1 / 14 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Белорусских святых - Религия

Родился 16 / 29 января 1874 года в селе Максатиха Бежецкого уезда Тверской губернии в семье потомственного священника Александра Павловича Павского. Рос весьма любознательным и способным ребенком, очень интересовавшимся церковной историей.

Окончил духовное училище, затем – Тверскую духовную семинарию. В 1896 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.

После окончания академии в сане диакона, а затем протодиакона служил в городе Ржеве Тверской губернии, сначала преподавателем арифметики и геометрии, а с 1901 года преподавателем русского языка и дидактики в епархиальном женском училище.

1 / 14 июля 1903 года был назначен заведующим и законоучителем церковно-учительской женской школой при Леушинском во имя Иоанна Предтечи женском монастыре Новгородской губернии.

20 июля / 2 августа этого же года был рукоположен во иерея.

25 июня / 8 июля 1904 года перемещен в Минскую епархию и назначен наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты (до 1910), с причислением к клиру кафедрального Петропавловского собора в Минске.

Состоял членом Минского православного народного братства в честь Животворящего Креста Господня, образованного в 1907 году.

Перед Братством стояли важные задачи в связи со сложной религиозной ситуацией. В Белоруссии в это время заметно активизировалась католическая и польская пропаганда. Ксендзы и шляхта начали устраивать всевозможные религиозно-патриотические манифестации-процессии, с флагами, лентами национального польского цвета с целью демонстрировать перед православным белорусским населением свое якобы торжество над православием и заодно подчеркнуть бессилие русской государственной власти. Католические иерархи — архиепископ граф Шембек и епископ барон Рооп — специально разъезжали по Белоруссии в сопровождении кавалькады всадников в польских «конфедератках» (шапках), с национальными лентами через плечо, польскими гербами и другими атрибутами польской государственности. В то же время стали искусственно, без особой потребности открываться польские школы, в большинстве случаев тайно. Ксендзы раздавали народу листовки, брошюры с призывами переходить в католичество, распространяли слухи о якобы законном восстановлении унии. Помещики-поляки оказывали разного рода давление на своих крестьян. Так, например, некоторые помещики соглашались сдавать свои земли в аренду крестьянам только в том случае, если последние соглашались принять католичество. Постепенно польско-ксендзовская пропаганда делала свое дело, и массы неокрепших в вере простых людей, по своей необразованности и доверчивости, увлекались в католичество и уже начинали с некоторым презрением смотреть на все русское и православное.

У самых истоков создания Братства стоял отец Димитрий Павский. Еще до этого, по должности епархиального наблюдателя церковных школ, отец Димитрий входил в Минское епархиальное Свято-Николаевское Братство, которое было соединено с Епархиальным Училищным Советом. Однако, к сожалению, Братство это, малочисленное и малоактивное, очень вяло проявляло себя в церковно-общественной жизни. Между тем, время требовало большой активности и энергии от церковных людей. И вот, как альтернатива старому епархиальному Свято-Николаевскому Братству, было организовано молодое, деятельное Братство во имя Животворящего Креста Господня. При том организовано на самых широких началах, не только из представителей клира, но и при широком участии мирян, почему и было названо Народным. С открытием нового Братства отец Димитрий стал одним из активнейших его членов.

С самого начала своей деятельности Братство стало проводить внебогослужебные беседы в храмах Минска. До 500-800 человек слушателей привлекали эти беседы, среди которых было немало и городской интеллигенции. На братских беседах среди других лекторов регулярно выступал и отец Димитрий. Кроме организации публичных бесед, Братство учредило Справочное бюро для оказания помощи православным людям в трудоустройстве, оказывало материальную помощь нуждающимся, помогало в погребении умерших бедняков и многое другое. Братство обращалось с воззванием к православным не отдавать своих детей в католические школы, возбудило ходатайство об увеличении содержания недостаточно субсидируемых земством церковно-приходских школ. Братство стало издавать газету «Братский Листок», в подготовке которой участвовал и отец Димитрий. Новоучрежденное Народное Братство сразу обратило на себя внимание в обществе — вызвало самые лестные отзывы со стороны старейшего и авторитетнейшего Виленского Свято-Духовского Братства, неоднократно удостаивалось благодарности епархиального архиерея. Среди пожизненных членов Минского Православного Народного Братства были такие выдающиеся личности, как митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Одновременно с активной деятельностью в Братстве, отец Димитрий Павский состоял членом Совета и Товарищем Председателем Минского Церковного Историко-Археологического Комитета.

В июне 1908 года он нес послушание инспектора и преподавателя временных педагогических курсов для учителей и учительниц церковных школ Минской епархии. 8 октября 1908 года был назначен на должность председателя Минского епархиального училищного совета.

Принимал активное участие в подготовке первого (после 300-летнего перерыва) съезда представителей западнорусских православных братств, инициированного Минским народным братством, проходившего в Минске 29–31 августа (11 – 13 сентября) 1908 года под его председательством. На съезде отец Димитрий сделал доклад о тайных польских школах, обнаруженных в Минской губернии, и о сохранении русских школ грамотности. Он призывал участников съезда активно бороться с наступлением католичества, не понаслышке зная, с какой изобретательностью и упорством действуют его распространители.

В эти годы деятельность Братства заметно расширилась и уже не ограничивалась только деятельностью религиозного свойства. Братство начало бороться с революционной деятельностью в деревне и приступило к активной экономической помощи крестьянству. Многими провинциальными отделами Братства открывались ссудно-сберегательные кассы и потребительские лавки для удовлетворения нужд крестьян, стремившихся вырваться из кабалы ростовщиков-евреев.

Священномученик Димитрий (Павский). Иконописная мастерская Екатерины Ильинской (www.icon-art.ru)

16 / 29 июля 1910 года о. Димитрий назначается настоятелем Минского собора святых Апостолов Петра и Павла и 30 июля возведен в сан протоиерея.

Одновременно отец Димитрий состоял членом-сотрудником и делопроизводителем Минского отдела Императорского православного Палестинского общества, членом Минского епархиального комитета Православного миссионерского общества. Преподавал обличительное богословие, историю и обличение раскола и сектантства в Минской духовной семинарии (с марта 1912), числился цензором "Минских Епархиальных Ведомостей" (с 1915 года).

В сентябре 1915 года временно был назначен настоятелем Колпинской церкви.

После революции 1917 года по неизвестным причинам покидает собор и назначается настоятелем храма Святого Духа в Острошицком Городке Минского уезда. Возможно, на происшедшую перемену повлияли его общественно-политические взгляды. Ведь отец Димитрий был деятельным членом и секретарем Минского отдела Всероссийского Национального Союза — известной национал-монархической организации.

9–10 августа 1927 года принял участие в проходившем в Минске съезде представителей Минской епархии, сопротивлявшихся обновленческому движению и старавшихся сохранять каноническую связь с Московской Патриархией.

В 1931 году был впервые арестован по обвинению в агитации против образования колхозов. Осужденный Острошицко-Городецким народным судом, он был приговорен к пяти годам лагерного заключения. Досрочно освобожденный из лагеря, отец Димитрий в 1933 году переехал на жительство в село Ульяново Погорельского района Калининской области (сейчас Зубцовский район Тверской области), где служил настоятелем приходского храма.

Власти решили забрать у храма сторожку, переоборудовав ее под помещение для аптеки. По этому вопросу отец Димитрий совместно с прихожанами был вызван в сельсовет. Там он наотрез отказался передать сторожку властям, поддержав верующих, законно противившихся расхищению церковного имущества под мнимо благовидным предлогом.

Чашу терпения властей переполнил молебен, отслуженный отцом Димитрием в июне 1937 года во время продолжительной засухи. Вскоре после молебна пошел сильный дождь… Верующие со слезами на глазах говорили друг другу: «Помолились, и Господь дал дождя!»

23 июля 1937 года арестован второй раз по обвинению в "антисоветской агитации", "контрреволюционной шпионской деятельности", "сопротивление выселению из сторожки". На единственном проведенном допросе отец Димитрий держался спокойно, отверг все предъявленные ему обвинения и отказался отвечать следователю ввиду предвзятости заданных вопросов.

10 августа 1937 года Особая тройка УНКВД Калининской области приговорила Димитрия к расстрелу.

Расстрелян 14 августа 1937 года в час ночи во внутренней тюрьме города Зубцова Калининской области.

Буквально через неделю после его ареста, 29 июля 1937 года, был арестован младший брат отца Димитрия – священник Григорий Павский, которого также постигла мученическая кончина. 13 сентября того же года он

был приговорен к высшей мере наказания и 17 сентября расстрелян.

В 1989 году прокуратура Тверской области реабилитировала протоиерея Димитрия и иерея Григория Павских.

28 октября 1999 года протоиерей Димитрий Павский был прославлен к местному почитанию определением Святого Синода Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Награды

· серебряная медаль с правом ношения на груди на двойной Владимирской и Александровской ленте (1909)

· наперсный крест (6 мая 1911)

· орден Святого Владимира 4 степени (1916, за усердную службу и труды, понесенные в военное время)

Труды

· Слово в неделю о Слепом // Минские Епархиальные Ведомости (МЕВ).—1906.—№10.—С. 268.

· Речь, сказанная при погребении Василия Вильгельмовича Гинденбурга // МЕВ.—1907.—№16.—С. 290.

· Слово, произнесенное свящ. Димитрием Павским в храме местечка Логойск 9 сентября на Всенощной по случаю возвращения в этот храм иконы Божией Матери «Знамение» // МЕВ.—1907.—№20.—С. 393.

· Священник Димитрий Павский . Временные педагогические курсы для учителей и учительниц церковных школ Минской епархии в 1908 г. // МЕВ.—1908.—№20-21.—С. 728-738.

· Доклад свящ. Димитрия Павского о польских школах // МЕВ.—1908.—№19.—С. 696.

· Слово в день честныя иконы Божией Матери, именуемой «Тихвинской» // МЕВ.—1909.—№17.—С. 393-400.

· Приветствие второму съезду представителей православных Западнорусских братств в г. Вильно от Минского Православного Народного братства Св. Креста // МЕВ.—1909.—№17.—С. 400.

· Польские тайные школы // Вестник Виленского Св.-Духовского Братства.—1909.—№22.—С. 412.

· Речь священника о. Дмитрия Павского (на молебне в церкви училища сле-пых) // МЕВ.—1910.—№11.—С. 284-286.

· Слово на день чествования чудотворной иконы Божией Матери «Мин-ской» // МЕВ.—1910.—№22.—С. 441.

· Речь на молебствии по случаю открытия краткосрочных педагогических курсов для учащих церковно-приходских школ Минской епархии 1911 года 15 июня // МЕВ.—1911.—№13-14.—С. 404-406.

· Речь протоиерея Д. Павского // МЕВ.—1911.—№16.—С. 497-499.

· Поучение на день рождения Государыни императрицы Марии Федоровны (14 ноября) // МЕВ.—1911.—№23.—С. 653.

· Слово при погребении прот. Тверской епархии Александра Павловича Павского // МЕВ.—1912.—№12, 1.

· Поучение на день 300-летнего юбилея Царствования Императорского дома Романовых // МЕВ.—1913.—№2.—С. 31.

· Поучение в неделю Православия // МЕВ.—1913.—№6.—С. 179.

· Поучение в годовщину смерти Высокопреосвященнейшего архиеп. Михаила // МЕВ.—1913.—№12.—С. 335.

· Поучение на день воссоединения униатов с Православною Церковью (Четверг Недели всех святых) // МЕВ.—1913.—№13.—С. 355.

· Поучение пред Плащаницею // МЕВ.—1914.—№10.—С. 222.

· Поучение на день Крещения Господня // МЕВ.—1915.—№2.—С. 33.

· Поучение на день св. Кирилла, еп. Туровского // МЕВ.—1915.—№10.—С. 251.

· К воспоминаниям о протекших Святках 1915 года // МЕВ.—1916.—№2.—С. 39-46; №3-4.—С. 77-85; №5.—С. 119-125.

· Речь, произнесенная протоиереем Димитрием Павским во время прощания Преосвященного Митрофана, бывшего епископа Минского и Туровского, со своей паствой // МЕВ.—1916.—№11.—С. 375-378.

Использованные материалы

· Свящ. Феодор Кривонос, Г.Э. Щеглов. Димитрий Александрович Павский. Православная энциклопедия, т. 15, с. 50-51 (электронная версия):

o http://www.pravenc.ru/text/178059.html

· Г.Э. Щеглов. Священномученик Димитрий Павский. – Минск: Православное Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске, 2008

o http://minds.by/data/books/txt/pavskiy.pdf

· Г.Э. Щеглов. Священномученик Дмитрий Павский. Тр. Минской ДА. Минск, 2005. № 3.

o http://minds.by/academy/trudy/3/tr3_9.html

· БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

o http://pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr...tk*

· Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:

o http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/2047

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе, как обычно, в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Сергий Лукин, полиелей и чин выноса креста и поклонения ему – в сослужении о.Евгения кузнецова, о.Андрея Пашина и еще одного, незнакомого священника.

Сам праздник изнесения древа Креста Господня даже не предусматривает полиелея, а лишь Великое славословие, после которого крест и выносится в центр храма, а потому всенощное бдение, совершаемое в этот день, не отличается от обычного, за исключением нескольких деталей. В целом чин напоминает чин службы Крестопоклонной недели Великого поста. Крест под пение тропаря и кондака Кресту Господню кладется на престол и в течение всей службы он является главной святыней – даже полиелей на службе не совершается в центре храма, а в алтаре, то есть совершив каждение храма, священник снова возвращается в алтарь, где возглашаются прокимны, читается Евангелие и т.д.

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.