avangard-pressa.ru

Память 25 июня / 8 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - Стандартизация

Родился в 1886 году в селе Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика.

По окончании Смоленской духовной семинарии работал учителем в школе в селе Торбеево Сычевского уезда (ныне Новодугинский район Смоленской области).

В мае 1915 года был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новый Покров Гжатского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Новопокров Можайского района Московской области).

В 1928 году был предан суду за то, что обратился к прихожанам с просьбой о помощи в выплате налогов за пользование храмом, и приговорен к двумстам рублям штрафа.

В 1931 году был арестован по обвинению в неуплате налогов и приговорен к восьми месяцам исправительно-трудовых работ с конфискацией дома и имущества. Священник подал жалобу на неправый приговор, суд его оправдал, и он вернулся к служению в храме. При этом имущество, по сведениям БД ПСТГУ, возвращено не было.

20 ноября 1937 года заведующий избой-читальней в соседнем с Новопокровом селе Острицы отправил в районный отдел НКВД заявление с просьбой «принять меры к служителю церковного культа Новопокровской церкви Василию Сергеевичу Протопопову, так как в беседе... в сентябре 1937 года высказывал контрреволюционные взгляды по поводу закрытия Острицкой церкви... Мне неоднократно приходилось слышать от школьников и молодежи Острицкого сельсовета... что поп их останавливает и уговаривает ходить в церковь молиться Богу, а избу-читальню называет антихристовым сборищем».

На следующий день следователь допросил избача-комсомольца, который сказал: "Василий Сергеевич Протопопов, ввиду того что у нас закрыта в селе Острицы церковь, взял в свой приход и наш Острицкий сельсовет и то и дело ходит по деревням и ведет контрреволюционную агитацию, чтобы ходили в церковь и молились Богу. Об этом мне неоднократно приходилось слышать от молодежи и от школьников, приходящих в избу-читальню, которые мне, как заведующему избой-читальней, заявляли: “Вот мы шли в избу-читальню, и с нами встретился поп Новопокровской церкви... и говорит нам: “Куда вы, ребята, идете?” А когда ему сказали, что идем в избу-читальню, то после этого Протопопов, как мне передавали школьники, говорил: “Вы еще младенцы, не ходите в антихристово сборище, не надо вам согрешать. Вам надо учиться Божественным молитвам. Вам надо ходить в церковь, молиться Богу...” Кроме этого, Протопопов взял под свое влияние учительницу, имеющую высшее образование... и она в настоящее время бросила работать в школе... и регулярно посещает Новопокровскую церковь, где поет как певчая...

В сентябре 1937г. я был в кооперативе в селе Новый Покров. Выходя из магазина встретился с Протопоповым... Я задал ему вопрос: "Вы все еще работаете в церкви? Пора бы кончить. Ведь, наверное, к тебе в церковь никто не ходит?" На это Протопопов ответил: "Вы не думайте, что все люди такие тупые, как у вас в Острицах, которые допустили, что вы надругались над Божиим храмом, загрязнили его пылью и зерном. Это безобразие. Нужно верующим решительно идти на то, чтобы очистить храм от зерна и более решительно требовать открытия церкви. В Конституции и то сказано, что вероисповедание свободное, а вы здесь на месте нарушаете это, закрываете церкви. Недолго вам осталось сбивать людей, чтобы они шли против Бога, скоро этому подойдет конец..."

В справке на арест священника сотрудники НКВД написали: «За последнее время Протопопов проявляет особенную активность среди верующих. По его предложению в селениях проводятся тайные сборища верующих по сбору средств на украшение храма, на ремонт церкви и сбор продуктов для него».

24 ноября 1937 года отец Василий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и через несколько дней допрошен.

– Следствием установлено, что вы среди населения вели антисоветскую деятельность, распространяли контрреволюционную клевету против советской власти. Вы подтверждаете эти данные следствия? – спросил его следователь.

– Антисоветской деятельности и клеветы против советской власти я не высказывал. Это ложные данные, – ответил священник.

5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Скончался 8 июля 1940 года в Темниковском лагере в Мордовии. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 25 марта 2004 г.

Использованные материалы

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Служба здесь проходила самая обычная – обычная вечерня (при этом, песнопение «Свете тихий….»[218] не пелось, а читалось), а также утреня с Великим славословием (праздник святых князей Петра и Февронии предусматривает именно такую службу). Службу совершал один о.Николай Ларионов, без диаконов, при пении верхнего хора. Так как служба была самой обычной, без полиелея, то народа было совсем немного, однако – для столь малой службы очень много желающих исповедоваться.

* * *

В этот день сообщение о грядущей завтра архиерейской литургии в строящемся храме святых князей Петра и Февронии Муромских было повторено и на телевидении.

Литургия.

В сам день я решил посетить недостроенный храм в честь святых князей Петра и Февронии, дабы помолиться на первой в этом храме литургии. Итак, утро. Я выхожу из дома и отправляюсь на остановку. Путь к месту назначения занимает не так уж и много времени. Вот, и улица Черняховского. Сам храм за прошедший год практически не изменился, лишь на верхних окнах (под сводом) также как и в апсидах, появились рамы с остеклением. Благодаря северо-восточному ветру, жары в эти дни нет, а значит погода достаточно комфортная. На лавочке, примыкающей к проезжей части Набережной сидит несколько казаков. Тут же и зеваки, отпускающие в адрес собирающихся верующих злобные реплики…. А верующие продолжают приходить, входя в недостроенный храм. Дверей в проеме пока нет. Внутри, в отличие от наружных стен, лесов нет, так что храм теперь выглядит просторным – даже больше храма Новомучеников, хоть и меньше Свято-Успенского собора. Почти к самому входу тенятся расстеленная ковровая дорожка, в середине которой стоит аналой с иконой святых князей (по обе стороны от которого стоят подсвеченики, на которых свечки не ставят в гнезда, а утапливают в песке, заботясь о том, чтобы они держались). Чуть позади аналоя стоит архиерейский амвон, а в восточной части по обе стороны от дорожки стоят аналои с иконами для чтения входных молитв. Здесь же расстелены орлецы. На месте, где должен быть алтарь, пока нет даже алтарного возвышения, а потому это место обозначено расстеленным паласом. Здесь поставлен временный престол со всеми принадлежностями (напрестольные Крест и Евангелие, антиминс, на котором будет совершаться литургия, а также дарохранительница (для хранения запасных Святых Даров) и возжигаемые во время богослужения подсвечники. Семисвечника пока нет, а в восточной части будущего алтаря (так называемое Горнее место) стоит кресло для архиерея – то, на котором в соборе архиерей сидит во время начальной части литургии. В северной части алтарной апсиды стоит стол, выполняющий роль жертвенника – здесь уже стоят Евхаристические чаши, а также дискос с Агнцем, из которого буут готовиться Святые Дары. Все они уже накрыты малыми покровцами, а также воздУхом (большой плат, которым накрываются евхаристические сосуды во время начальной части литургии). Здесь же лежат просфоры…. Окна на всех трех апсидах полностью остеклены, причем в восточной части в них помещены витражи с изображениями Евангельских сцен (и какими-то надписями, выполненными готическим шрифтом). Южнее алтарной части под колонной стоят о.Евгений Кузнецов, а также о.Максим Карпов, благочинный Новороссийска, а также иподиаконы. Здесь же временно размещены стеллажи с богослужебными облачениями. Прямо рядом с архиерейским амвоном священник храма Новомучеников, протоиерей Алексий Ковалев, проводит исповедь. Певчие стоят в северной апсиде. Это певчие храма Новомучеников, причем, одна из них читает часы, однако ее почти не слышно. Народа в храме относительно немного, однако внутри все равно шумно – шум создает толпа у лотка, стоящего справа от западного входа. Здесь люди подают записки на поминовение на литургии….

Перед литургией.

Наконец, чтение часов завершается и в храме воцаряется ожидание. Хор репетирует и учитывая то, что храм не заполнен даже наполовину, его пение отдается эхом в своде и звучит своеобразно. Вскоре иподиаконы спешно выходят из здания, держа клобук и архиерейскую мантию. Вслед за ними ко входу направляется и все духовенство: о.Евгений Кузнецов, совершавший проскомидию, сейчас держащий поднос с напрестольными Крестом, а также о.Максим, о.Алексий Ковалев и о.Виталий Таашев, настоятель прихода. который идет ко входу, держа букет цветов. Появляются диаконы – протодиакон о.Евгений Габов и диакон о.Николай Мотренко – из храма Новомучеников, держащие дикирий и трикирий, а также кадила. Они не выходят в центр, а стоят у восточного конца ковровой дорожки. Верующие выстраиваются в линию вдоль ковровой дорожки. Начинаются минуты ожидания. Проходит минут десять, прежде чем появляется архиерей, уже в клобуке. У входе его встречает, вручая букет и поздравляя, о.Виталий. Затем он входит в сам храм и на него, по традиции, надевается мантия и вручается уже принесенный архиерейский жезл.

«Премудрость!» - Возглашает диакон о.Николай, после чего, протодиакон традиционно, кадя, произносит: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Наконец, чин встречи завершается. Духовенство снова строится в шеренги, а архиерей под пение «Достойно есть….»[219], исполняемое на греческом языке, идет в храм. Он прикладывается к образу праздника, после чего идет к месту, где в храме должен быть амвон. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора духовенства, поющего величественно «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).», но не использующего необычные распевы, кои иной раз поются при этом чине… Архиерей восходит на архиерейский амвон, после чего к нему под благословение подходят все, кто будут ему сослужить, и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. И снова хор поет песнь, исполняемую при восходе архиерея на архиерейский амвон, вообще-то, предназначенную для патриарших служб: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Архиерей же, тем временем, начинает облачение. Хор поет: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.». В это время диаконы, испросив благословение, начинают кадить, произнося традиционные при облачении слова, обозначающие надевание каждого элемента богослужебного облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. Владыка, тем временем, облачается. надевается подризник[220] поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос[221] и большой омофор,[222] а также снова надевается панагия[223] и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Поверх богослужебного облачения (не красного, как обычно – в пасхальное попразднество, а белое – для освящения храма) надеваются белые фартуки и нарукавники. «Господу помолимся!» - возглашает диакон о.Николай, , и и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». И вот, духовенство, поклонившись архиерею, выходит в центр, а иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом становаятся у амвона. Духовенство выстраивается и читает предначинательные молитвы. Псаломщик читает конечную молитву 6 часа (который не читался). «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Максим Карпов) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством! Следует Великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его.Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит.Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет боковой хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, точнее похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (рипиды не использовались), затем диакон с кадилом и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное

Призри Боже с небесе и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя.

духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с восточной части храма предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….», а затем эти же слова снова, несколько нестройно, поет духовенство. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Хор пропевает тропарь и кондак святым князьям Петр и Февронии. Духовенство же пропевает кондак «Предстательство христиан непостыдное….»[224]. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит к краю паласа, обозначающего алтарную часть, с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское чтение диакон о.Николай Мотренко.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Живущие не по плоти (не по греховным влечениям), но по духу, то есть, подражающие Богу в делах любви, а также водимые Духом Божиим – есть Сыны Божии. Бог сотворил весь мир, так что все творение может назвать Бога своим Отцом, притом, Бог заботится обо всем своем творении. Но только ради человека Бог сам благоволил сойти на землю и стать человеком, дабы спасти слабейшее из творений Своих. Но только живущие по Закону Господню и покоряющиеся Богу, водимые Духом Господним, познают свое сыновство. Познал это и сам апостол, отчего он и пишет на эту тему с таким восторгом, как пишет и непонятные для нас слова о том, что от любви Божией ничто неспособно нас отлучить. Мы, непрестанно согрешающие и в грехах своих чувствующие себя удаленными от Бога, далеки от такого убеждения, однако апостол сам был сосудом Духа Господня, а потому и рассуждал так. А еще он выражал нетерпение – поскорей оставить бренный мир, полный греха и перейти в вечность, чтобы наследовать Царство Небесное, и лишь ради пользы паствы признавая необходимость еще оставаться на земле. Эта жажда единения с Богом – и есть та самая жажда совершения правды Божией, о которой говорит Христос.

И чтения праздника святых князей. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Дела плоти – есть грехи, ибо для плоти сделались естественными многие греховные влечения. А без борьбы с ними человек не наследует Царства Божия, так как грех будет роднить его не с Богом, но с духами злобы, искушающими его. Но борьба с ними, ввиду склонности человека ко греху, сложна, почему апостол и уподобляет ее распятию плоти, намекая на то, что зачастую в борьбе с грехом придется идти против падшего естества человека, ведь гордость и гнев стали естественными для падшего человека. Плоды же духа, о

которых пишет апостол, созревают в тех, кто борется и побеждает, разумеется, не без помощи Божией.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат дикирий и трикирий вблизи. С архиерея во время перед чтением Апостольского послания снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 9Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Господь призывает самого Матфея, будущего Евангелиста. При слове «мытарь» обычно понимают сборщиков налогов, но на деле этот древнерусский термин (которые в изобилии встречаются в славянском Евангелии) означал служителя таможни, то есть, тот, кто контролировал ход товаров через границу. Одним из них и был Матфей, причем, здесь указывается на то, что он непосредственно собирал пошлины за провоз товара. Всех этих таможенных и иных чиновников римляне набирали из местного населения. Потому евреи их ненавидели, как предателей, служащих римским завоевателям, тем более, что они беспощадно грабили своих соплеменников, собирая больше, чем положено, разницу присваивая. А поскольку они служили язычникам, то их иситали и предателями веры. Поэтому на них распространяли норму Закона Моисеева, запрещающую общаться с язычниками. Но у Матфея, к моменту прихода Христа, видимо, было уже чувство неправильности того образа жизни, который он вел. Возможно, что он раскаивался в своих грехах, но совершенно оставить свой образ жизни не решался. Но призыв Христа решил дело и он, бросив все, пошел за Ним. Более того, Матфей созвал и других коллег, также ощущавшись неправильность своего образа жизни (на это есть намеки в других Евангелиях). Но для фарисеев все они – всего лишь «нечистые» люди, с которыми скверно общаться, а потому они укоряют Христа. Тот факт, что они уже внутренне покаялись в своих грехах, их нисколько не трогает, а больше трогает мнимое нарушение правила. Но Господь укоряет их, говоря, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Но кто среди людей может назвать себя здоровым? Напротив, как замечает апостол Павел, «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром…». То же можно сказать и о праведниках. Но сказано это было, поскольку фарисеи считали себя праведными, кичась своим мелочным соблюдением правил, и в своем гордом ослеплении не замечали своих грехов. Поэтому слова «здоровые» и «праведные» надо бы включить в кавычки. Господь пришел спасти всех людей, но не насилует свободы человека, а значит, чтобы спасти его, нужно его собственное желание. Но как спасать того, кто не видит нужды в спасении, не видя своих грехов, а на попытки обратить на них внимание – лишь озлобляется и начинает чинить козни?! Именно так и было в данном случае. Поэтому для спасения нужно сознание своих грехов и желание исправить свой образ жизнь, плюс, решимость следовать за Христом. Притом, своими силами человек путь не одолеет, так как он слаб и склонен ко греху. Снова нужна помощь Божия….

Евангелие:12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покай