avangard-pressa.ru

Память 3 / 16 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - Стандартизация

Антоний (Быстров), епископ Вельский

В миру Быстров Николай Михайлович, родился 11 / 24 октября 1858 года в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии семье священника Михаила Ивановича Быстрова, служившего в Никольской церкви Нюбского прихода.

Родители его были весьма страннолюбивыми людьми. Однажды в дом страннолюбцев вошел старец-странник и начал рассказывать о монашеской жизни. Во время рассказа его взор остановился на мальчике, который оказался сыном этих благочестивых людей. В конце беседы он сказал родителям: "А он у вас будет архиереем". Беседа о монашестве глубоко запала в сердце юноши и он стал мечтать об иночестве.

В 1873 году окончил Яренское духовное училище по I разряду[44], в 1879 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду[45]. Стремление к монашеству в нем укрепилось окончательно, но усердная просьба родителей остановила его. Он женился и 11 / 24 октября того года определился псаломщиком в Вологодской Предтеченский церкви. Псаломщиком он прослужил там три года.

15 / 28 января 1882 года был назначен исправляющим должность настоятеля Степуринской Рождественской церкви Грязовецкого уезда. 2 / 15 февраля того же года был рукоположен во священника этой же церкви.

В том же году родилась дочь Мария, но вскоре умерла жена.

С тоге же года стал законоучителем местной земской школы.

С 27 августа / 9 сентября 1884 года - настоятель Степуринской Рождественской церкви, а с 23 октября / 5 ноября того же года - исправляющим должность благочинного 1-го округа Грязовецкого уезда.

В 1884-1886 годах был наблюдателем церковно-приходских школ.

7 / 20 февраля 1888 года принял монашество с именем Антоний во Владимирской Заоникиевой пустыни.

18 февраля / 2 марта того же года был назначен управляющим Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря, а в 1889 году - его настоятелем.

В 1890 году был перемещен в Корнилиев-Комельский монастырь той же епархии, где в 1892 году возведен в сан игумена. В 1906 году возведен в сан архимандрита. За время служения в Корнилиевой обители проявил себя опытным руководителем духовной жизни братии.

В 1907 году был переведен настоятелем Вологодского Свято-Духова монастыря.

1908 год - штатный член Вологодской духовной консистории.

17 / 30 января 1910 года был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. Хиротонию совершали в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополиты Санкт-Петербургский Антоний, Московский священномученик Владимир, Киевский Флавиан и другие иерархи[46].

В 1911 году временно управлял Вологодской епархией (в связи с болезнью правящего архиерея).

За время своего почти семилетнего настоятельства епископ Антоний положил немало забот и труда, чтобы привести обитель в благоустроенный вид.

Глубокий знаток церковного устава, он истово и благоговейно совершал богослужение и сам отправлял установленные на седмице акафистные моления. Приходя в обитель, богомольцы невольно обращали внимание на общее благолепие и утешались настроением и строгостью в жизни иноков - священнослужителей, стройным пением (с канонархом) и тем общим образцовым порядком, который замечался во всем решительно укладе монастырской жизни.

В 1919 году в Вологде был арестован и выслан в Северодвинск.

С марта 1921 года - епископ Архангельский и Холмогорский. Начал помогать ссыльному духовенству. Организовал нечто вроде кассы взаимопомощи для духовенства и монашествующих из числа ссыльных и заключенных. Нуждающимся оказывалась помощь деньгами, продуктами. Каждый приход вносил лепту в это благое дело.

27 декабря 1922 года, по обвинении в "контрреволюционной деятельности", был выслан в Нарымский край[47] на три года.

Отбыл ссылку полностью, после чего в начале 1926 года возвратился в Архангельск. Троицкий кафедральный собор к тому времени оказался захвачен обновленцами. Служил сначала в Рождественской церкви, затем в церкви подворья Николо-Корельского монастыря и в Михаило-Архангельском монастыре. Затем кафедра перенесена в Воскресенскую церковь.

В это период много занимался устройством ссыльного духовенства. Монахини и прихожане в церквях вновь начали сбор денег для заключенных, масла, крупы, муки и одежды. Квартира владыки стала тем местом, где прибывавшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты питания, одежду. Из квартиры епископа, в лагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. Был духовным руководителем женского патриотического движения и "Союза духовенства и мирян" в Архангельске.

7 октября 1926 года опять арестован. Во время следствия содержался в тюрьме Архангельска. Очень многие заступались за владыку и вскоре он был освобожден под подписку о невыезде, а 4 февраля 1927 года совещание коллеги ОГПУ дело прекратило.

В 1929 году был возведен в сан архиепископа и стал управлящим епархиями Северного края[48] - Архангельской, Вологодской, Северодвинской и Коми АО[49].

К тому времени большинство храмов города были закрыты, поэтому его кафедральным собором стала бывшая кладбищенская Ильинская церковь. По прежнему оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. С его разрешения в Воскресенской церкви был создан хор под управлением ссыльного Дягилева, в который вошло много ссыльного духовенства.

23 января 1931 года был вновь арестован. Вместе с ним арестованы 20 человек, в том числе ссыльные епископы - Аверкий (Кедров), Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов). Проходил по групповому "Делу контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова), Архангельск, 1931г."

Власти обвинили епископа Антония в том, что он благословил сбор средств для ссыльного духовенства и оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. Во время допроса в конце февраля, несмотря на угрозы следователей, владыка Антоний отказался оговорить кого бы то ни было. Находясь в тюрьме, раздавал заключенным получаемые им посылки, делился с ними тюремным пайком, читал им Евангелие, проповедовал. Строгий пост, молитвенность епископа Антония расположили к нему многих заключенных, в том числе ранее не веровавших в Бога.

Скончался 16 июля 1931 года в Архангельске в тюремной больнице от дизентерии. Был погребён на Вологодском кладбище. Спустя некотрое время перезахоронен на Ильинском кладбище.

31 августа 1989 года был реабилитирован по 1931 году репрессий.

26 декабря 2006 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Родственники:

Документы, литература

Использованные материалы

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Службу совершал о.Сергий Брижан, чин полиелея – в сослужении о.Евгения Кузнецова, о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого при пении обоих штатных хоров собора. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[50] пело духовенство в алтаре. Воскресная служба совмещалась со службой святителю Филиппу, хоть величание ему не пелось – служба совершалась, как обычно.

Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[51] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40И, сказав это, показал им руки и ноги.

41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43И, взяв, ел пред ними.

44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48Вы же свидетели сему.

49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Чтение канона было сведено к минимуму - по одному тропарю от каждого канона (Воскресению Христову, Кресту и Воскресению Христову, Божией Матери и святителю Филиппу), зато катавасии после каждой песни пелись неукоснительно…

По окончании службы ничего о возможном архиерейском служении в сам день не было сказано…

Литургия.

В сам день я был также в Свято-Успенском соборе на поздней литургии, где служил о.Евгений Кузнецов, без диаконов, в сослужении о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого (которые, впрочем, половину службы принимали исповедь у верующих). Пел один верхний хор.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

4Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

И снова апостол говорит о братолюбии. Нет сомнений, что пишет он от себя, советуя стяжать то, что уже имеет сам, в том числе, когда передает Господню заповедь о любви к врагам, чуждую для нас. Но нам, зараженным гордостью и раздражительностью легче рассуждать об этом, чем говорить. Эти добродетели вырабатываются с помощью Божией, ведь труд человек должен приложить, но результат дает сам Господь. Еще примечательно, что апостол призывает к постоянству в молитве. На деле мы переменчивы, как ветер, так что и в молитвах мы просим то одного, то другого. Подчас наши желания за короткое время меняются на противоположные, а с ними – и наши прошения к Богу. Здесь же апостол призывает к постоянству, что на деле означает необходимость умерить полет наших сиюминутных желаний. Неизменно лишь то, что необходимо нашим душам возводит к небесам, а значит, к этому мы и призываемся. Желания же плоти нашей переменчивы, как ветер, а подчас – греховны… «…Итак, не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ваш же Отец Небесный знает, что вы имеете во всем этом нужду прежде вашего прошения. Ищите же прежде Царства Божия, и правды его и все прочее приложится вам» - Говорит Господь. Эти слова здесь, как нельзя, кстати, так как выражают суть всего, что было написано и сказано о нашей манере все мысли посвящать земным нуждам, а то, что неизменно – оставлять на потом….

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Господь исцеляет парализованного человека, являя власть над тварью. Но при этом Он указывает на причину болезней – грех. Согрешая, человек отдаляется от Бога, приближаясь по своему состоянию к духам злобу и тем самым, подпадая под их власть. Чем больше человек склоняется ко греху, тем большую власть над ним имеют духи злобы. Потому Господь нередко попускает им мучить человека, дабы он осознал неправильность своего образа жизни. Одна из форм такого мучения – болезни (какие бы физические причины их ни вызывали). И вместе с тем, Господь говорит о своем Божественном достоинстве, о власти прощать грехи. Это вызывает неприятие со стороны фарисеев, даже несмотря на совершенное чудо. Господь пред ними совершил множество чудес, но тем более сильно явилась их духовная слепота, не заметившая их…. Нам же полезно помнить об этой связи между грехом и болезнями, дабы меньше впадать в грехи…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

И снова о Пастыре и об овцах. Лжеучителя, коих Господь сравнивает с волками, приходя, ведут людей не к Богу, а к себе, венец их деятельности – погибель, как гибельно все, что не Церкви. Пришедший откуда-то еще, кроме Церкви, есть лжец, ведущий в погибель и иного учителя, кроме пастыря Святой православной Церкви, быть не может (если, конечно, не встретится укрывшийся в овечьей шкуре волк, по виду, член Церкви, а по факту – проповедующий нечто свое и ведущий людей не к Богу, а к себе, устраивая в Церкви секту). И далее Господь предъявляет требования к пастырям…. Здесь вспоминаются слова Божии, адресованные пророку Иезекииля: «Если Я повелю тебе обличить человека и ты не обличишь, и погибнет человек этот, то кровь его будет на тебе. Если же Я повелю тебе обличить и ты обличишь, а он не послушает тебя и погибнет, то ты свободен от крови его». Таково было служение пророков, таково, в немалой степени, также и служение современных священников, пусть сегодня не нужно откровений от Бога – оно уже ниспослано и записано в книгах Священного Писания..... Таково пастырское служение, не удивительно, почему многие даже из великих святых избегали священного сана, а святителя Иоанн Златоуст воздыхал, что лишь немногие из пастырей спасаются…. Но это – о священстве, нам это нужно, скорей, чтобы меньше судить священников, что многие из нас очень любят делать……

В конце службы о.Евгений говорил проповедь на тему нынешнего рядового Евангельского чтения.. После исцеления гадаринского бесноватого, Господь вернулся в Капернаум, где жил. Здесь Он поселился и здесь учил, а потому этот город был для Него своим, несмотря на то, что происходил Он (по плоти) из Назарета (впрочем, в Евангелии от Матфея подчеркивается, что Он прибыл именно в Назарет, где дивился неверию горожан). И здесь к Нему приносят парализованного человека (в других Евангелиях подчеркивается, что они не просто принесли его, а просунули его через крышу, так как дом, где учил Господь, а также его окрестности, был запружен народом). И Господь, видя веру помощников этого больного, говорит странные слова, которые возмутили присутствовавших здесь. Он говорит расслабленному: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои!» Присутствовавшие здесь фарисеи начинают роптать, дескать, хула, ведь никто не может прощать грехи, кроме одного Бога. Но Господь и говорит о своем Божественном достоинстве и власти прощать грехи человека. Как бы то ни было, а больной этот получил прощение грехов – самое главное. На этом повествование можно было бы завершить. Однако Господь отвечает на хулы фарисеев, замечая, что легче сказать: «Встань и ходи», чем объявить о прощении грехов, ведь слова о грядущем исцелении будут заведомо приняты на «ура», в то время как слова о грехах вызвали ту реакцию, которую вызвали. Да, Богу всегда проще исцелить от болезни, ведь для этого не нужно желание человека, в то время как для отпущения грехов нужно покаяние человека, а без этого грехи остаются на нем. Потому Бог часто желает, но не может простить человека, ведь он сам не желает расставаться со своим грехом. А этот больной, получив прощение грехов, получил дар, пребывающий вечно. Получил он и исцеление от болезни своей, ведь не могла же быть тщетна вера самого больного и его спутников, поскольку человек этот созрел для исцеления болезни своей. Вообще, чудеса Господь творил только там, где они могли принести пользу. Потому Он не совершал их, когда от Него их требовали иудеи (он и так совершал их, но они не убеждали их, вместо этого они снова требовали какого-то особого знамения). Потому и по воскресении Он явился не всем желающим, а только ученикам Своим. Но тем большим чудом явилось то, что после Сошествия Духа Господня единственно силой истины ко Христу были приведены многие. И поэтому и мы, находящиеся за много километров от Палестины, знаем о Христе. Итак, больной бы исцелен. Однако самое важное он получил, когда был прощен грех его. Исцеление от болезни же было кратковременным, поскольку он, вероятно, болел и после этого, а потом и вовсе скончался, оставив этот мир. Господь, заботясь о человеке, сделал жизнь человека на земле конечной, ведь если бы этого не было, то человек, укоренившись в грехе, стал бы подобным диаволу. Но тяготеющая над человеком смерть ограничила его в грехе и сделала способным к добру, к исправлению. Потому Господь и не дает человеку бессмертия, ведь такой дар для человека не преображенного был бы губительным, поскольку грех извратил природу человека. И в силу этого исцеление от болезни без исцеления от греха бессмысленно, ведь болезнь является прямым его следствием. Человек, ничем не болеющий, не имеет перед глазами напоминания о смерти, а как следствие и ограничения в грехе. Здесь о.Евгений упомянул некий рассказ про монаха в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, полностью парализованного, имея лишь одну действующую руку, но оказывающего духовную помощь многим людям, приходящим к нему. Кажется, предложи ему исцеление от болезни свой, и он бы отказался, так как болезнь эта дала ему духовную силу через покаяние и постоянное предстояние пред Богом, к которому болезнь и подвигла. Болеть нам порой полезней, чем исцеляться, потому и великий апостол Павел так и не избавился от некоей болезни, являющейся, по его свидетельству, действием духа злобы, беса. Эта скорбь, по его собственному признанию, ограждала его от превозношения, а потому он так от нее и не избавился до смерти своей. Болезнь является следствием власти диавола над человеком, которую он получил, подбивая его на грех и тем более укрепляя ее, чем легче человек соглашается на грех. А потому прощение грехов важнее исцеления от болезни. Упомянутому в тексте больному прощение грехов дал не только подвиг его спутников, но, несомненно, покаяние и самого человека (хоть об этом ничего не пишется), к чему его и подвигла болезнь. Нам же необходимо не только покаяние само по себе, но и борьба с греховными навыками. Мы боремся с переменным успехом – чаще всего у нас ничего не получается, но важен сам навык борьбы, так как человек приучается, падая, вставать и идти вперед, притом, не полагаясь на себя, но на помощь Божию, ибо сам по себе человек слаб. Но Бог, помогая в борьбе, не избавляет от страстей совершенно, так как преждевременное достижение бесстрастия привело бы человека к падению, взрастив в нем гордость, которая – хуже всех прочих грехов. Немалой помощью в борьбе с греховными навыками могли быть писания Святых Отцов, хоть большая часть их были монахами. Однако страсти у монаха и мирянина одни и те же, потому и мы, даже спустя более чем тысячу лет, читая их писания, словно смотрим на себя в зеркало, узнавая там наши проблемы. Потому их писания, являющиеся отражением их личного духовного опыта, могут принести каждому верующему большую пользу, если читая, брать от написанного все доброе, что мы можем использовать…

После этого о.Евгений напомнил расписание служб на предстоящую седмицу, сказав, что 18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Дивноморском состоится богослужение в честь престольного праздника храма подворья, а также общеепархиальный крестный ход…