avangard-pressa.ru

Первый виток в развитии цивилизации Междуречья - Культура

В IV тыс. до н.э. в южную часть Двуречья (территория к югу от современной столицы Ирака - Багдада до Персидского залива) начали проникать народы, получившие название шумеров. Они стали селиться рядом с другими этносами, которых в исторической литературе именуют "протошумеры". Предысторию цивилизации Междуречья составила прежде всего Убайдская культура (конец V тыс. до н.э.) носители которой прошли через неолит. Эти люди были достаточно развиты, жили в поселках до 10 га площадью, занимались ремеслом, знали гончарный круг, были знакомы с металлами.

Шумерийцы, язык которых, по мнению специалистов, не имеет генетических связей с другими языками мира, усвоили достижения культуры протошумеров и создали древнейший в истории человечества, считающийся первым по времени очаг цивилизации.

Природные условия в Междуречье имели и позитивные и негативные черты. К первым следует отнести наличие долины (что способствовало взаимодействию этносов), увлажнение почвы и удобрение ее илом во время разливов Тигра и Евфрата, а ко вторым - необходимость удерживать влагу, так как в условиях здешнего климата почва быстро сохнет и становится твердой как камень. Придя на эту территорию, шумерийцы начали выращивать пшеницу, ячмень, овес, сажать финиковые деревья, разводить овец, коров, быков (быков они стали запрягать в плуг), охотиться и заниматься рыбной ловлей. Они умели получать чистую медь из руды, приблизительно с середины IV тыс. до н.э. научились делать бронзу - значительно более твердый металл - сплав меди и олова. Узнав металлы, шумерийцы стали использовать металлический лемех для плуга.

Чтобы успешно заниматься земледелием в природных условиях Междуречья и уметь защитить себя от наводнений, людям понадобилась ирригационная система: каналы для орошения, дамбы для защиты от разлива рек, водохранилища и т.п.

Община не могла осуществлять такие крупномасштабные работы, и тогда возникла необходимость организации труда нескольких общин. Центром таких объединений стали города южного Междуречья, прежде всего Эриду, Лагаш, Ур, Урук и др., которые развились в города-государства.

У шумерийцев существовали два вида хозяйственной деятельности. Первый - на земле, которой владела соседская община. Свободные общинники осуществляли свою совместную хозяйственную деятельность через органы самоуправления. Они работали на земле сами, с редким использованием труда рабов. На основе такой хозяйственной деятельности развилась общинно-частная собственность. Второй вид хозяйственной деятельности осуществлялся в крупных единицах. Это были храмовые хозяйства; именно в этом секторе хозяйственной деятельности возникла и укрепилась государственная собственность. Возможно, что община, когда-то выделила землю храмам и вождям. И к тому же обязала часть общинников работать в этих хозяйствах.

С точки зрения социальной, общество шумерийцев делилось на сословия, среди которых основными стали свободные общинники и знатные люди. Свободные общинники, земледельцы составляли основу экономического развития данной цивилизации. Работниками были и немногочисленные рабы (особое бесправное сословие), происходившие либо из пленных, либо из местных жителей. Этих людей можно было покупать и продавать. Их владельцами являлись не только состоятельные люди (чиновники, военная верхушка, квалифицированные ремесленники), но и общинники. Труд рабов не был основным и использовался либо в храмовых хозяйствах, либо при выполнении самой тяжелой и грязной работы в жилых домах (патриархальное рабство). Причем особого надзора за рабским трудом не требовалось, ибо многие рабы были родственниками хозяев, да и сами хозяева участвовали в производственной жизни. Никакой особой идеологии рабов, которая противостояла бы идеологии рабовладельцев не сформировалось. Шел процесс складывания и осознания единых ценностных ориентаций на базе совместной производственной и духовной жизни. Верхушку общества составляли организаторы храмовых или правительственных хозяйств, чиновники, носители формирующейся и утверждающейся государственности. В условиях существования шумерийских городов, укрепившихся к концу IV тыс. до н.э. и представлявших собой теократические города-государства (от древнегреческих корней - theos - бог, kratos - власть), это были жрецы-администраторы, контролировавшие ирригационные сооружения, накапливавшие научные знания об окружающем мире (в области математики, медицины, астрономии), выполнявшие функции организаторов, то есть представлявшие тогдашнюю элиту общества. Именно они концентрировали в своем сознании основные ценностные ориентации формирующейся общности людей.

Население Шумера стало использовать новый канал передачи информации: в конце IV тыс. до н. э. у них появилась письменность (см. Таблицу № 10). От примитивных рисунков (пиктограмм) они пришли к символам, которые наносились заостренной тростинкой на сырую глину. Наиболее значимые из глиняных табличек обжигались и составили впоследствие знаменитые хранилища "глиняных книг", выполненных клинописью. Название этой письменности - "клинопись", принадлежит английскому ученому Т.Хайду - 1700 г., а расшифровка - заслуга многих исследователей, в первую очередь, англичанина Генри Роулинсона - 1851 г. В начале формирования шумерского письма писцы делали запись сверху вниз и справа налево. Позднее перешли к писанию клинописи слева направо и горизонтально. Вполне возможно, что первый вариант повлиял на направление письма современных семитских народов, а второй - на направление письма в европейских алфавитах.

Таблица № 10.

Как развивалась клинопись

Клинописный знак

Рыба Бык Птица Предмет Пиктограмма Пиктограмма в развернутом

положении

Став средством общения, письменность позволила фиксировать достижения хозяйственной жизни, расчеты, вычисления, законотворческую деятельность и все то, что хранит человеческая память. Она стала средством передачи информации и закрепления социального опыта.

Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств, почитаемых разными городами. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Иннану, а также ее отца - бога Ана - владыку небосвода и ее брата - солнечного бога Уту. Город Ниппур преклонялся перед Энлилем, богом воздуха, отцом бога Луны, а город Лагаш (значительно усилившийся в середине III тыс. до н. э.), почитал бога войны Нингирсу.

Храм каждого божества и был по сути центром города-государства. Первыми мощными архитектурными сооружениями Шумера конца IV тыс. до н. э. были "Белый храм" и "Красное здание" в Уруке (до нас дошли только развалины этих грандиозных зданий, которые являлись памятниками храмого зодчества). Постоянно воевавшие между собой города Шумера возводили мощные крепостные стены с башнями и укрепленными воротами.

Подобием гор, с которых к людям являлись боги, были древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в III тыс. до н. э. Они состояли из нескольких убывающих кверху трапециевидных огромных платформ, выложенных сплошной кладкой сырцового кирпича. На верхней площадке, по представлениям шумерийцев, жил бог.

Из того же материала (кирпича, сдаланного из ила и глины) строились жилища большинства населения Междуречья, но эти сооружения, в отличие от зиккуратов, были очень просты и лишь в конце III тыс. до н.э. некоторые состоятельные люди в городах могли позволить себе жить в двухэтажных городах с достаточно сложным интерьером.

Развитие цивилизации немыслимо без зарождения и осознания людьми новых по сравнению с обычным правом норм регулирования жизни. Письменные законы, являющиеся индикатором генезиса и развития цивилизации, цементировали общество, придавая ему большую сплоченность. Древние законы Междуречья, едва ли не первые известные нам, относятся к моменту усиления Лагаша после присоединения к нему ряда соседних центров (Киш, Урук) и связаны с именем правителя Уруинимгина (2318-2312 гг. до н.э.). Он провозгласил: "Пусть сильный не обижает вдов и сирот!", задумавшись, по-видимому над вопросами социальной несправедливости. Некоторые исследователи именуют его первым в истории реформатором, поскольку он, придя к власти в Лагаше, провел ряд мероприятий (отмена или уменьшение поборов с населения, увеличение выдач работникам храмов и др.), усиливших царскую власть в противовес жреческой.

Государственный сектор хозяйственной жизни все больше усиливался, а власть правителя, опирающегося на бюрократический слой, приобретала черты деспотии, то есть неограниченной никакими другими законами органами единой власти.