avangard-pressa.ru

Предприятие в условиях монополистической конкуренции - Экономика

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. В среднем в монополистической конкуренции участвуют 20-30 конкурентов.

Характерные признаки:

1) Каждая фирма, обладая небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой

2) У фирм нет взаимной зависимости, поэтому практически невозможен тайный сговор фирм по цене и объёмам продаж

3) Каждая фирма сама определяет свою политику (ценовую, товарную, сбытовую) не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов

4) На данном рынке конкуренция сосредотачивается не только на цене, но и на качестве товара или услуги, рекламе и условиях продажи

5) Низкие барьеры входа-выхода

Кривая спроса на рынке монополистической конкуренции

Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и от степени дифференциации продукта

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции, аналогично равновесию на рынке монополии.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирма-монополист будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена её продукта не опустится до минимальной точки

Монополистическая конкуренция и общество

Минусы:

· Не достигается ни аллокативная, ни производственная эффективность

· Общество бесполезно тратит ограниченные ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа

· Дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности

· Информация, содержащаяся в рекламах, по меньшей мере, минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой

· Реклама становится обязательной для фирм, которые не желают проиграть в конкурентной борьбе

· Расходы на рекламу столь велики, что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и тем самым уменьшить остроту конкуренции

· Реклама превращается в вид налога на общество

Плюсы:

· Дифференциация продукта помогает полнее удовлетворять потребности людей и ведёт к повышению эффективности производства

· Постоянное совершенствование продукта ведёт к повышению уровня жизни

· Реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.

· Дифференциация и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс развитию всей рыночной системы

Предприятие в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

· Немногочисленность фирм в отрасли

· Высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаб, патентная монополия, монополия контроля над редкими источниками сырья)

· Всеобщая взаимозависимость

· На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

· Способность влиять на объёмы производства и уровень цен в отрасли

· Использование методов неценовой конкуренции

Теории олигополии

1. Ценовая война (некооперативное поведение)– это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка

Рассмотрим дуополию (два продавца). Каждая из фирм A и B производит половину продукции, общая величина которой равна 400 тысяч единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тысяч рублей. Первоначальные цены равны и составляют 50 тысяч рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война

2. Модель Курно – статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии. (1838 г. – французский экономист Антуан Огюстьен Курно).

Обе фирмы A и B производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»). При этом возможны различные варианты.

3. Теория игр– наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятных ситуациях связанных с принятием решений.

Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. С точки зрения платёжной суммы, игры делятся на две группы: с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называются ещё антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма равна нулю. По характеру предварительной договорённости игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные(когда каждый играет за себя против всех)

Теория игр – «дилемма заключённого».Этонекооперативная (несогласованная) игра с ненулевой суммой. Характерной чертой этой игры является невыгодность для обоих участников руководствоваться своими частными (корыстным) интересами